Біблія » Пераклады

Біблія Скарыны

Апостолъ з выданьня Бібліі Скарыны. Праца нашага праэкта (biblia.by).

Новы Закон

Деания
Іаковлево
1 Петрово
2 Петрово
1 Іоаново
2 Іоаново
3 Іоаново
Іудино
Римляномъ
1 Коринфомъ
2 Коринфомъ
К Галатомъ
Ко Ефесиемъ
К Філипписиемъ
К Коласаемъ
1 к Селуняномъ
2 к Селуняномъ
1 ко Тимофею
2 ко Тимофею
К Титу
Ко Філимону
Ко Евреомъ

Біблія Францыска Скарыны

ПРЕДЪСЛОВИЕ ДОКТОРА ФРАНЪЦИСКА СКОРИНЫ С ПОЛОЦЬКА ВО ВСЮ БИВЛИЮ РУСКАГО ЯЗЫКА

Бивлиа греческим языком, порускии сказуется книги • Тако убо святый Матфей починаеть Христово благовествование: Бивлос Генезеосъ Ісус Христу • То естъ порускии: Книга родства Ісус Христова • А можете тым именемъ называти вси Книги Ветхаго и Новаго Закону для достойности его, понеже Бивлия зуполная все то в собе замыкаеть • О сей Книзе пишеть Евангелиста наперстникъ Христовъ во узъявлении своемъ глаголя: и видехъ во десници седящего на престоле Книги написаны внутрь и зовнутрь • Написаны суть воистинну сие Книги внутрь духовне е разумеющимъ о тайнахъ превеликихъ Божиихъ • Якоже пишеть Апостолъ: о глубино богатества премудрости и разума Божия, яко неиспытаны сут судове Его, и неизследованы пути Его • Написаны теж и зовнутрь, понеже не толико докторове а люди вченые в нихъ разумеють • Но всякий человек простый и посполитый чтучи их или слухаючи можеть поразумети что естъ потребно к душному спасению его • Самому Спасителю глаголющу: исповедаю Ти ся Отче Господи небеси и земли, яко утаилъ еси сия от премудрыхъ и разумныхъ • И открилъ еси тая младенцемъ •

Протожъ добре Григорей Великий учитель вселенский о сей Книзе пишеть, глаголя: Святое Писмо все иные науки превышаеть, понеже егда бываеть чтено под простыми словы замыкаеть тайну • И тако младенцемъ и людемъ простымъ естъ наука, учителомъ же и людем мудрымъ подивление • Яко река дивная: мелка, по нейже Агнець брести можеть, а глубока, слонъ убо пливати мусить •

В сей Книзе всее прироженое мудрости зачало и конець, Богъ Вседержитель познаванъ бываеть • В сей Книзе вси законы и права, имиже люде на земли справоватися имають пописаны суть • В сей Книзе вси лекарства душевные и телесные зуполне знайдете • Ту навчение филозофии добронравное яко любити Бога для самого себе, и ближнего для Бога имамы • Ту справа всякого собрания людского и всякого града еже верою со единениемъ ласки и згодою посполитое доброе помножено бываеть • Ту научение седми наукъ вызволеныхъ достаточное •

Хощеши ли умети граматику или порускы говорячи грамоту еже добре чести и мовити учить, знайдеши в зуполной Бивлии Псалтыру чти ее • Пак ли ти ся любить разумети лоику, онаже учить з доводом розознати правду от кривды • Чти книгу светого Іова или послания светого Апостола Павла • Аще ли же помыслиши умети риторику, еже естъ красномовность, чти книги Саломоновы • А то суть три науки словесные • Восхощеш ли пакъ учитися музики тоестъ певници, премножество стиховъ и песней светыхъ, по всей Книзе сей знайдеши • Любо ли ти ест умети аритметику, еже вократце а неомылне считати учить • Четвертыи книги Моисеевы часто чти • Пак ли же имаши предъ очима науку геометрию, еже поруски сказуется землемерение, чти книги Ісуса Наувина • Естъ ли астрономии или звездочети, найдеш на початку книги сее о сотворении солнеца и месеца и звездъ, найдешъ во Исусе Наувине, яко стояло солнеце на единомъ месте за целый день • Знайдешъ во книгахъ Царствъ, иже солнеце воспять поступило неколико ступневъ • Знайдешъ во светомъ Еувангелии о новосотвореной звезде часу нарожения нашего Спасителя Ісуса Христа, более воистинну чудитися превеликой Божией моци мусишъ нижли учитися • А то суть седмъ наукъ вызволеныхъ •

Аще ли же кохание имаши ведати о военных а о богатырских делехъ, чти книги Судей или книги Махавеевъ • Более и справедливее в нихъ знайдеш нежели во Александрии, или во Тройи • Пак ли же вократце сведати хощеши много тысещей летъ летописець, чти книги Паралипомена • Тамъ поченши от Адама даже до Седехии останочного царя Іудина роды положены суть • Потребуеши ли науки и мудрости добрыхъ мравовъ, часто прочитай книги Ісуса Сирахова • А Притчи Саломоновы • Надо все надъ то мы христиане, ведаючи все науки быти минущие, потребуемъ речи вечное душного спасения • Чтимы жъ уставичне светое Еувангелие, а чтучи е, наследуймы делы нашего Избавителя Ісуса Христа • А тако с помощию Его вниидемъ в животъ вечный и въ Царство Небесное уготованное ізбранным Божиим • Потреба тежъ естъ ведати иже Бивлиа делиться на двое, у Ветхий законъ и у Новый • Законъ Ветхий имать въ собе двадесеть и четыре книгъ •

Книги первые Моисеевы суть Бытья • В нихже пишеть о сотворении света, о зачале людского поколения, о розделении языковъ и земли, и о роде Еврейском и вниитии их даже до Египту • Вторыи книги Исходъ, еже суть написаны о нарожении Моисееве, о десети язвахъ фараоновых, о выштии изъ Египту сыновъ Ізраилевыхъ, о десятеру приказании Божиемъ и о многих иныхъ судехъ Его • Третие книги Леувитъ пишуть, о храме Божиемъ, о ризахъ Аароновыхъ, о жертвахъ и о службахъ леувитских • Четвертые книги Числа кажуть, о считании сыновъ Ізраилевых, о дарехъ князей, о пророцстве Валаамове, и о четерехдесяти а о дву станехъ игдеже отпочивали суть на пустыни • Пятые книги Моисеевы рекомые Вторый Законъ, вызнаменають бо светое Еувангелие, и что у преднихъ книгах положено ест широце, то сие кратце в собе замыкають • То ест Пентатеухон гречески, или Пятеры книги Моисеевы • О сих пяти книгахъ Апостол пишеть глаголя: но во церкви хощу пят словес умом моим глаголати, да иных научу, нежели тму словесъ языкомъ •

Затымъ книги светого Іова зерцало долготерпения, вси слова в немъ полны суть розуму, стихами и гаданиемъ е пишеть • И о воскресении телъ наших из мертвыхъ наясней пророкуеть • Потомъ Ісусъ Наувинъ преходить Іорданъ, уводить сыновъ Ізраилевыхъ в землю обетованную, приемлеть Ерихон градъ, поразивъ царей многихъ, землю людемъ по жребиехъ розделилъ • Книги пакъ Судей, Офонииля, Аиофа, Варака, Гедеона, Ептая и Самсона, мужей пресилныхъ и богатыревъ смелость выписуеть • При них книжка Руфъ, прабабы царя Давыдовы, положена ест • По сей книги четырехъ Царствъ сыновъ Ізраилевыхъ у Бивлии положены суть • Передние двое называются от Евреи Шмуелъ • В тыхъ пишеть о нарожении Самуилове, о помазании на царство Саулове, о боехъ и о царстве Давыдове • Задние пакъ двое называють Евреи Млохимъ • В нихже знайдеши поченши от Саломона царя даже до Ехонии • И от Еровоама сына Навафова царя даже до Осии егоже плениша до Асирии • Царей Іудиныхъ, и царей Ізраилевыхъ четырьдесети справу выписану •

Затымъ двое книги Паралипоменона, еже опущеное во книгахъ Царствъ, и к тому поченши от Адама даже до пленения Ерусалимля Навходносором, царемъ премногие роды Еврейские почитаеть • К тому двое книги Ездры о выпущении з неволи Перское людей Еврейскихъ, о ставлении удругое Ерусалима и храму Светая Светыхъ, розделне по народехъ жиждушихъ что которыи делали суть • И о леувитах вышедших выписуеть • Потом книжка Товифъ науку отцем яко имають учити сыны своя кажеть • Паки книжка Юдифа вдовици онаже для высвобожения Отчизны, взоръ на собе мужем даючи, не лютовала естъ живота своего • По ней иная книжка Есфира царице еже с Мардохеем збавили от побитий людей Ізраилевыхъ •

За ними суть Песни царя Давыдовы книги рекомые погречески Псалтирион, а поеврейскии Тилим • Еже имають в собе кафизмъ двадесеть, псалмовъ полтораста, стишковъ или припеловъ две тысещи и шестьсотъ • По Псалтыри кладутся трое книжки Саломоновы, Притчи, Еклезиастъ, и Песни Песнемъ • Въ первых науку младенцемъ • Во вторыхъ мужем • Во третихъ старымъ выписуеть • За тыми суть книги Ісуса сына Сирахова рекомые Церковникъ всю науку о добрыхъ мравехъ в собе замыкающе • Подле нихъ естъ книга Премудрость Божия, понеже найболей пишеть в ней о страсти мученикъ Божиихъ, и о житии светыхъ Его •

Потомъ суть книги шестьнадесети пророков Господьнихъ • Исаия первый, сей не толико пророчество пишеть о Христе, но подобенъ естъ в немъ евангелистомъ • Вторый пророк Божий Еремиа во утробе материне посвященый во младости своей начал пророковати • К тому теже написалъ книжку, еже словеть Плачь Еремиинъ • Третий пророкъ великий Езекииль, сей на початку книгъ своихъ пророковал о четырехъ евангелистахъ Христовыхъ, и на конци о храме Божиемъ а то велми сокрите • Четверты пророкъ болший Даниилъ временъ познаватель и всего света царствъ исказатель • Часъ истый пришествия на землю Христова, и смерть Его ясней иныхъ ознамуеть •

Пророци пакъ менъшие суть: Осия сынъ Вериинъ первый • Іоиль сын Фатуилевъ вторый • О сошествии Светого Духа на Апостолы являеть • Амосъ пастырь и пророк Господень третий • Авдей онже исказуется раб Господень четвертый • Іона сынъ Амафовъ, той три дни сущи во чреве китове, тридневное Христово воскресение преобразовалъ пятый • Михей от Морасхи шестый пророк посреди меншими, о том пишеть во книгахъ Царствъ • Наумъ седмый пророкуя о Христе глаголеть: се на горахъ ноги исповедующего и благовестующего миръ • Аввакумъ осмый пророкуеть глаголя: Богъ от полудня приидеть, и святый от горы Фаранъ • Прикрила естъ небеса слава Его, и хвалы Его полна естъ земля • Софония сынъ Хузиевъ девятый • Агей десятый пишеть: се еще мало и порушу небо и землю, и море и сушу, и погну всеми народы, и приидет чааный всемъ языком • Захария одиннадесятый пришествие Господьне во Ерусалимъ, седящего на осляти, пророкуеть • Малахия дванадесятый а останочный от пророков менших •

На конци же Ветхаго Завета положены суть двое книги Махавеев •

А тако имате первую часть Бивлии высловену •

Другая пакъ часть Бивлии еже ест Новый Закон спасителный • Суть книги четырехъ Еувангелистовъ или светое Благовествование • Матфея, Марка, Луки, Іоана • По четырехъ странахъ света имя Господьне несуще яко колесница и престолъ живоначалное Троици •

Затымъ Павелъ Апостолъ ко седма церквамъ пишеть послания, осмое ко Евреемъ, Тимофея, и Тита, и Филомона научаеть • Сосудъ избранный и вчитель всехъ народовъ •

Потомъ Деания Апостолская, о Церкви Христове множащейся светый Лука Евангелистъ лекарь к душному здравию пиша науку даеть •

Потомъ светыи Яковъ, Петръ, Іоанъ, Іуда седмъ соборныхъ посланией написали краткими словами великое поучение намъ оставляюще •

На конци Бивлии Апокалипсия или Возъявления книга светого Іоана положена естъ • Колико словъ имуще, толико таинъ в собе замыкающе •

О сихъ книгах всея Бивлии подле малости розуму моего розделы вократце положих • А в чем бых ся омылих, разумнейшие поправте прошу вас, для Бога и для посполитого доброго •

Конець Предсловию всея Бивлии •


Public Domain

Public Domain — народны здабытак.
© 2024, biblia.by.